Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.
Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.
«Пленэр» является неотъемлемой частью процесса обучения в детской художественной школе. Он проводится после годовых просмотров, экзаменационных испытаний, в начале лета (июнь), и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.
Учитывая специфические особенности живописи на пленэре, как живописи на открытом воздухе, основные цели занятий направлены на приобретение и развитие у учащихся следующих знаний и навыков:
- умение воспринимать натуру в крупномасштабном, трехмерном пространстве, а её изображение – в двухмерном пространстве на плоскости;
- умение воспринимать натуру целостно, с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности;
- умение воспринимать тепло-холодные отношения и оттенки в зависимости от освещения, среды, пространственного удаления планов, применяя на практике законы цветоведения, линейной и воздушной перспективы;
- умение сравнивать цвета натуры в их сочетаниях по цветовому фону, светлоте, насыщенности, исходя из особенностей пейзажной живописи;
- применение при исполнении этюдов метода работы большими цветовыми и тональными отношениями, выдерживая общий тонально-цветовой масштаб;
- умение создавать выразительные композиционно-цветовые решения в этюдах с натуры и по памяти, а так же (в старших классах) создавать художественные образы в самостоятельных работах, выполняемых на основе глубокого изучения явлений природы;
- использование этюдов пленэра наряду с набросками и зарисовками , как подготовительный материал к текущим учебным заданиям, в том числе по композиции.
Назад