Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.
Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.
«Пленэр» является неотъемлемой частью процесса обучения в детской художественной школе. Он проводится после годовых просмотров, экзаменационных испытаний, в начале лета (июнь), и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.
Целью предмета «Декоративно-прикладная композиция» является развитие творческих способностей детей и приобщение их к традиционным народным культурным ценностям, истокам народного искусства.
Для достижения данной цели необходимо создание благоприятных условий для развития каждого ребенка с учетом его мотиваций и представлений, воспитания у детей интереса к занятиям.
Занятия декоративно-прикладным творчеством развивают такие личностные качества, как: аккуратность, внимание, терпение.
Скульптура, как вид декоративно-прикладного искусства, относятся к группе пластических искусств и теснейшим образом переплетены между собой.
Слово скульптура (лат.) обозначает высекание, резьбу из твердых материалов или, иначе, ваяние. Одновременно со словом скульптура существует слово пластика, перешедшее к нам из греческого языка и обозначающее работу в мягком материале – лепку. Со временем в слове скульптура объединились эти два вида деятельности.
Предмет «Скульптура» объединяет эти виды деятельности и направлен на развитие у учащихся умения чувствовать объем и пространство и передавать их изобразительными средствами.
Программа учебного предмета «История изобразительного искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».
Курс рассчитан для учащихся детской школы искусств и включает в себя пять лет обучения.
Теория изобразительного искусства является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Курс станковой композиции является на сегодняшний день одним из актуальных на художественном отделении школы. В его задачу входит знакомство учащихся с ролью творческого сочинительства в жизни художника.
Предмет необходим для профессиональной ориентации учащихся, для более осознанного выбора будущей профессии.
Основная задача курса «Композиция» - дать учащимся понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный, сознательный подход к творчеству, развить их образное мышление и тонкий эстетический вкус.
Этот курс органически связан со специальными дисциплинами учебного плана: рисунком и живописью. Знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении специальных дисциплин, закрепляются в композиционных заданиях и находят творческое применение при исполнении учебных композиций.
В течении курса учащиеся получают представление об отличии станковой композиции от других предметов и в тоже время тесную взаимосвязь с ними.
Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, с учетом особенностей их пространственного мышления.
Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты.
Предмет «Живопись» предлагает пятилетний курс обучения детей в возрасте 11 лет.
Наряду с рисунком и композицией, живопись является одним из ведущих предметов в учебном процессе в детской школе искусств.
Основными целями предмета «Живопись» являются развитие восприятия цвета с помощью наблюдения красоты цветовых отношений в природе, формирование у учащихся цветовой культуры, основанной на изобразительном наследии прошлого.
Основным принципом обучения предмету является нераздельность процесса работы над цветом и формой, так как решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы.
Рисунок является ведущей дисциплиной в системе начального художественного образования детей и подростков, без которой невозможно обучение предметам «Живопись» и «Композиция».
Основными задачами школы являются задачи общего художественно-эстетического воспитания учащихся, а также подготовка наиболее одаренных из них к поступлению в средние специальные учебные заведения.
Главная задача курса «Рисунок» – научить детей видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости листа.
Обучение рисунку – это комплексная система последовательно усложняющихся длительных и краткосрочных учебных заданий. Длительный учебный рисунок с неподвижной натуры традиционно является главной формой обучения.